Учимся придумывать шутки- Вчера отмечался веселый праздник – Международный день КВН. Думаю, каждый первый из нас хоть раз смотрел эту передачу, а каждый второй – мечтал в ней участвовать. Лично я мечтала с самого раннего детства. Но вот только одна проблемая никогда не знала, как придумывать шутки. Единственный рецепт я слышала в бородатом советском анекдоте: "Как придумывают анекдоты, садятся и придумывают? Нет, сначала придумывают, а уже потом садятся". Он по понятным причинам помогал мало. А ведь КВНщики точно умеют это делать, для них юмор – настоящая работа. Сегодня предлагаю с их помощью и на их примерах разобраться, как им это удается.

Что говорить?

Со стороны рождение шутки кажется практически магическим процессом. Вроде все просто и логично, но на выходе крайне смешно. И как авторам шуток это удается?

На самом деле, никакой магии тут нет. И шутки, как и любой другой литературный жанр, имеют свои виды и характерные для них стилистические особенности.

Самый простой и распространенный вид шутки – каламбур. Работает он так: берем разные по значению, но одинаковые или близкие по звучанию слова (омонимы, омофоны, омоформы или просто многозначные слова) и подменяем одно другим.

Например, мне запомнился случай со студенческой игры МГТУ им. Баумана. На разминке (традиционно самом сложном конкурсе) судья задал КВНщикам вопрос:"Объясните мне, "Бауманка" – это призвание или как?" Пока участники переваривали вопрос, один из игроков, ни с кем не советуясь, отделился от своей команды, подошел к микрофону и парировал: "Нет, "Бауманка" – это отсрочка от призвания". Возможно, у него самого в этот момент были проблемы с учебой и, соответственно, светило "призвание" в армию, и поэтому он так быстро придумал эту шутку. Но в общем принцип, как это работает, ясен.

По такому же принципу была построена одна из шуток команды "Уездный город":

- Уезжаешь?

 - Да.

 - А если мы тебя не отпустим?

 - Кто вы?

 - Транквилизаторы!

Простенькие каламбуры любят использовать в анекдотах про Штирлица. Например: "Штрилиц всю ночь топил печку. На утро она утонула". Или вот: "Из окна дуло. Штирлиц прикрыл форточку и дуло исчезло".

Самый простой способ для сочинения каламбуров: откройте словарь омонимов и подумайте, в какие забавные ситуации можно их поставить.

Эффект неожиданности

Основная примета шутки – неожиданная развязка. когда все ждут одной концовки, а происходит что-то совершенно иное. Поэтому юмор – главный враг штампов и стереотипов, он заново учит людей независимо мыслить.

Эффекта неожиданности можно добиться разными способами: вставить в конце фразы слово, неподходящее по стилю или смыслу. А можно взять крылатое выражение и закончить его иначе. Вот несколько примеров подобных шуток.

Янычары не знают жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к подпольным советским миллионерам (Ильф и Петров, "Золой теленок")

А я не согласен с лозунгом "Россия только для русских"! Почему только русские должны мучиться? (команда КВН "Питер")

Простите, вам никогда не приходило в голову… копье? (команда КВН "Федор Двинятин")

Тут у нас огурчики, тут помидорчики, тут Лев Толстой похоронен, между огурчиками и помидорчиками (команда КВН "Федор Двинятин")

Я спрашиваю ребенка: "Кем работает твой папа? А он мне гордо так отвечает: "Мой папа – директор шоколадной фабрики". Я дарю мальчику конфетку, его тошнит – всем весело. (команда КВН "Уральские пельмени" в сценке про новогодний детский утренник)

Напоминаем, наш главный спонсор – сидит! Нам дали 5 лет! (команда КВН "Питер")

Потренироваться с созданием подобных шуток можно вот так: возьмите известные фразочки, присказки, крылатые выражения и придумайте к ним необычные концовки. Последите за окружающими вас штампами и стереотипами подумайте, как обыграть самые распространенные из них. Придумайте логический ряд родственных объектов и закончите его чем-то совершенно неподходящим.

Игра в классику

КВНщики, да и другие юмористы любят, так сказать, замахиваться "на Вильяма нашего, на Шекспира". На классику, одним словом. Принцип похож на предыдущие примеры, но используются для этого цитаты известных авторов. Можно, например, слить две цитаты в одну и получить забавную абракадабру на выходе. Например, берем исходные ингредиенты: "Я вас любил, любовь еще быть может" и "Шумел камыш – деревья гнулись". Отрезаем, пришиваем и получаем на выходе: "Я вас любил – деревья гнулись".

Или просто неожиданно заканчиваем известную цитату: "Я русский бы выучил только за то, что идиш гораздо сложнее!"

А можно цитату вообще не заканчивать. Существует такой странный вид народного студенческого творчества, как неокончизмы. Рецепт приготовления такой: берем известную цитату, обрываем ее в неожиданном месте так, чтобы итоговая фраза получила свое самостоятельное значение. Примеры:

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь – Родила царица в ночь не то…

Выхожу один я на дорогу – Выхожу один я, надо…

 Все течет, все изменяется – Все течет, все из меня…

Так что можете на досуге перечитать классику и попытаться взглянуть на нее по-новому. Убьете сразу двух зайцев – и литературные познания обновите, и (может быть) шутку придумаете.

Волшебный мир абсурда

Вы никогда не задумывались о том, что самые смешные и запоминающиеся шутки – это, по сути, глупости. Эти мысли как будто родились в прекрасном мире абсурда, куда логика даже заглядывать боится. Причем порой, чем абсурдней, тем смешнее. Впрочем, в этом наблюдении есть смысл: если наш смешат даже мелкие неожиданности в фразах, то отказ от логики как таковой – неожиданность очень серьезная, и смеха, соответственно, она должна вызывать больше.

Приведу несколько примеров абсурдных и, на мой взгляд, смешных шуток из КВН.

Мы позабыли наши корни. Вспомните хотя бы Эраста Фандорина. Мы перестали называть детей Эрастами! – Я не перестал… а чего они мне всю машину расцарапали. ("Уральские пельмени")

Диалог Пушкина с Державиным перед дуэлью («Питер»):

-Дуэль, только дуэль!

-Правильно, Саша! Хотя… по буквам тут еще "дупло" подходит.

Диалог неподражаемых Светки и Жанки из команды КВН "Парма":

- Светка, а мы сегодня что будем делать – в театр пойдем или скинов бить?

- Нет, ну конечно, хочется приобщиться к прекрасному. но кто-то же должен ходить в театр

А вот этот диалог сочинской команды вы, наверное, и без меня помните:

- Да!

- А мама-папа есть?

- Мама-папа есть.

Часто вам в голову заскакивают нелепые мысли? Если часто – это хорошо. Не откидывайте их сразу, лучше запишите, повертите в уме и подумайте.Может, какие-то абсурдные мысли приспособятся под абсурдные шутки?

Как говорить?

Когда шутишь, важно не только то, ЧТО ты говоришь, но и то, КАК ты это делаешь. Шутить можно с разным настроением, разными интонациями и это будет оказывать неодинаковый эффект.

Шутник-оптимист

Говорят, охотней люди смеются над шутками жизнерадостных и веселых шутников, заражаясь их настроением. Я с этим согласна. На одном из моих любимых спектаклей "Город" главный герой в середине пьесы начинает рассказывать анекдоты. Старые, надо сказать, анекдоты с бородою чуть не до пола. Впрочем, они и в эпоху своей первой молодости особенно смешными не казались. Но рассказчик так искренне смеется над ними, что зал не выдерживается и заражается этим смехом.

С другой стороны, если ваша шутка не вызовет должной реакции, вы, рассмеявшись сами, избежите неловкой тишины, которая всегда сопровождает неудачный юмор. Максимум, что могут сделать слушатели – сказать вам что-нибудь про "шутника-одиночку", который "сам придумал, сам пошутил, сам посмеялся". Но если вы сразу сами подшутите над своей неудачей, у них на вас ничего не будет.

Шутник-пессимист

Впрочем, некоторые шутники лишней веселости не демонстрирует. Они ходят с непроницаемыми лицами и говорят все очень серьезно. Но когда они с таким серьезным видом начинают шутить, это производит двойной эффект – от них-то такого точно не ожидают. Так что можете примерить на себя мрачный образ механика Зеленого из мультфильма Тайна третьей планеты. Или расслабленного и спокойного капитана команды "Соучастники" Николая Архипенко.

Нервный шутник

Говорят, единственное, как нельзя рассказывать шутки – это нервничая, стесняясь, будучи неуверенным в своих силах. Впрочем, и у этого правила есть исключения: вспомните хотя бы Геннадия Хазанова.

Профессиональным юмористом или КВНщиком я передумала быть после того, как прочитала повесть О. Генри "Исповедь юмориста". Оказывается, профессионально придумывать шутки – это довольно грустное занятие. Как говорится, автор напрягся, нахмурился, взял ручку и погрузился в чудесный мир юмора .

А если вы хотите шутить не для сцены, а только для общения в дружеской компании, придумывать шутки не обязательно. Можно их просто запоминать и цитировать к месту. Иногда сказанная к месту чужая шутка звучит значительно лучше, чем свежепридуманная собственная.

кто сказал что я шучу

дело в том что я не шучу

как пишется слово шучу

Комментарии запрещены.

Навигация по записям